?

Log in

No account? Create an account
 Фрагмент из книги Майкла Бамбергера о Найте М. Шьямалане

"ИЗВИНИ, НАЙТ, НО МЫ НЕ ВЪЕХАЛИ"

Пола (помощница Шьямалана - прим.пер.) приехала рано. Она всегда приезжала раньше. Она была у ранчо Нины Джекобсон (президент компании Disney – прим. пер.) в районе Брентвуд Лос-Анджелеса в 13.35 и 10 минут ждала назначенного времени прежде чем позвонить в дверь. Новый сценарий Найта под названием "Девушка из воды" ей надо было передать непосредственно Нине. Это было одним из основополагающих правил. Время было согласовано с ассистентами Нины. У Полы были все основания полагать, что все пройдет гладко. Так было всегда. Нина всегда была пунктуальной. И она знала, что у Полы плотный график.
 
Нина должна была получить сценарий в 13.45, прочитать его днем и позвонить Найту домой до 18.30 по тихоокеанскому времени, до 21.30 у него в Филадельфии. Она знала, как он будет нервничать.
 
Испаноязычная домработница ответила, что Нины нет дома, и она не знает, где та. Пола была озадачена. 

Что может быть у Нины более важного, чем новый сценарий Найта?

Пола позвонила ассистентке Нины.
 
Сотрудничество Найта и Нины было плодотворным, но их отношения не были безоблачными. Найт хорошо представлял ее жизнь в офисе на третьем этаже бездушного здания на студии Disney в Бербанке. Найту оно всегда казалось, мягко говоря, несколько депрессивным. Холлы и атриумы были стерильными и тихими, а офисы чересчур начищенными. Здание должно было служить данью уважения Уолту Диснею, но Найт чувствовал, что его дух был вытеснен из него и из работающих в нем людей. Все время, когда Нина пыталась упрекнуть Найта в том, что он становится в своем творчестве слишком странным или мрачным, он неизменно обращался к имени Диснея.
 
- "Бэмби". Один из величайших фильмов, созданных Уолтом Диснеем, так ведь? Люди до сих пор его любят. Так вот, в конце мама Бэмби умирает, - Найт приводил этот довод неоднократно. – Умирает. Ну и что? Это один из величайших детских фильмов всех времен.

- Найт, мы с тобой не "Бэмби" делаем.

- Хорошо. А как на счет «Пиноккио»? Малыш Пиноккио напивается! В фильме Уолта Диснея. И  что бы вы ему сказали? У нас есть некоторые замечания, Уолт. Будь другом, убери эту сцену. Да, Уолт Дисней просто не мог бы работать в Walt Disney сегодня!
НАЙТ М. ШЬЯМАЛАН. ТАЙНЫЙ ПОЕДИНОК: МИЗАНСЦЕНА ПРОТИВ "ПОЛИВА" В СТУДИЙНОМ ГОЛЛИВУДСКОМ КИНО 

В современном крупнобюджетном развлекательном кино все меньше и меньше киноязыка, все меньше изобретательных, продуманных мизансцен, обогащающих эпизод и питающих воображение внимательного зрителя.

Все больше фильмов снимается "поливом" - однообразной многокамерной съемкой на разных крупностях (последняя "Миссия", последний "Халк" и многие другие кинокартины) . Такой материал потом легко монтировать, легко поддерживать лихой темп, но неизбежно возникает ощущение наблюдения за работой конвейера, и броские, технически безупречные аттракционы  кажутся перенесенными на экран с задором работника фаст-фуда в конце рабочего дня в конце рабочей недели после разрыва с девушкой, наложившегося на смерть любимой черепахи и проигрыша компьютерного чемпионата по хоккею на траве.

Этот кадр из "Неуязвимого" Найта Шьямалана - реликт в современном студийном кино.  Пример удивительно лаконичной и выразительной подачи сюжетной информации. Мы одновременно узнаем  ЧТО-ТО, что продвигает действие фильма и задает его главную интригу (герой Брюса Уиллиса узнает о том, что он - один из двух выживших  в крушении поезда, но второй пострадавший смерельно ранен и вот-вот умрет, а на Брюсе магическим образом ни одной царапины), и при этом вовлечены в параллельный поток художественных решений режиссера. 



Тело на первом плане - и есть тот самый умирающий пострадавший. По мере того, как рассказ врача приближается к ошеломляющему для зрителей открытию, пятно крови на первом плане синхронно увеличивается, эмоционально обогащая сцену.   

Режиссер не просто доносит до нас информацию из сценария, он предлагает нам получит удовольствие от самого киноязыка, тщательно работает над своим личным, индивидуальным кинослогом. В этом красота и благородство  замкнутых, аутичных сказочных триллеров традиционалиста Шьямалана, так раздражающих его современников (студии не требуют от своих режиссеров работы над стилем, уникальным языком; вопросы развития кино, открытие в нем новых возможностей и горизонтов таким образом полностью зависят от воли и смелости режиссеров). 

Между сюжетной информацией и способом ее подачи возникает чуткое, интимное взаимодействие, и именно в нюансах, оттенках этого флирта между сюжетом и стилем и рождается истинный характер фильма, скрытый от рассеянного, поларойдного взгляда, на который по понятным причинам и ориентируются создатели дорогих жанровых картин. 

Но некоторые из этих картин все еще делаются художниками, расчитывающими на традиционные отношения со зрителем. Отношения, где есть место внимательности, доверию, интересу к художественному элементу фильма и личному мировоззрению автора.    

PS. К тому же, этот кадр представляет еще и яркий образец так называемого "план-эпизода" (сцена решается без внешнего монтажа, одним куском) . Многие сцены фильма сделаны в этой манере, что является чуть ли не революционным вызовом в прагматичной системе координат студийного кино (так снимают свои фильмы знаменитые европейские авторы - Янчо, Ангелопулос, Тарр).   

Сегодня Шьямалан потерял было влияние, завоеванное успехом "Шестого чувства" (элегантного и неторопливого фильма, чьи достоинства не только в легендарном финале, но власть Шьямалану принес именно он). "Фильм с мизансценами"  АВТОМАТИЧЕСКИ дает любителям кино возможности для более глубоких эстетических переживаний, но также АВТОМАТИЧЕСКИ он проигрывает 
любой напористой киноленте, снятой глобалистским "поливом", как домашний сэндвич проигрывает  чисбургеру. 

Как бы проигрывает.  В параллельной, скрытой истории мира все по-другому.
 

"АКТЕРА НУЖНО ХВАЛИТЬ ПРИ КАЖДОМ УДОБНОМ СЛУЧАЕ"

Из воспоминаний Рональда Нима о работе с Алеком Гиннесом над фильмом "Устами художника" ("The Horse's Mouth", 1958) 



Как обычно Алек в первую очередь принялся за изобретение голоса и походки, которые бы передавали
грубость и резкость его колоритного персонажа. Алек всегда жил ролями, которые играл. И психологически, и физически. Его жена, Мерула, однажды сказала мне: 

- Ронни, ты не представляешь, как я буду рада, когда закончатся эти чертовы съемки. Я устала жить с художником Галли Джимсоном. Из-за него Алек стал таким грязнулей, даже ногти не чистит.



Первая неделя съемок прошла хорошо. Для всех кроме Алека. 

В конце третьего дня с него сошла его обычная веселость . На пятый день он  выглядел подавленым и расстеряным. Когда на шестой день, он не пришел на ланч, я понял:  что-то не так. 

Вечером  я постучался в гримерку Алека.

- Алек, это Ронни. Можно войти?
 
- Нет, нельзя. 

Я все же вошел.

- Алек, в чем дело? 

Он процедил: 

- О чем ты? Что-то случилось? 

- Это ты мне скажи, что случилось. Ты выглядишь несчастным с самого начала съемок. Что не так?
 
Он холодно бросил: 

- Правда, хочешь знать? 

- Конечно. Именно поэтому я здесь. 

Пауза.

- Хорошо, я скажу тебе. Я написал сценарий этого фильма, да? 

- Да. 

- И я играю в нем главную роль. 

- Да. 

- И ни разу с того момента, как мы начали, никто не сказал мне: «Это хорошо, Алек». Или там «Это сработало», или  «Отличная работа». Никто. 

Я был потрясен.

- И в этом дело? Неужели ты не понимаешь, что мы просто считаем, что ты абсолютно великолепен в этой роли? . 

- Чего же вы тогда молчите? Вот это да! Можно я скажу тебе кое-что, что, возможно, поможет тебе понять актеров? 

- Конечно!

И он сказал. Мне никогда не забыть этих слов. На мой взгляд, их должен запомнить любой режиссер:

- Все хотят быть актерами. Это обычно происходит в возрасте  десяти-четырнадцати лет. Мальчики играют в ковбоев и индейцев. Девочки одеваются в наряды своих мам, красят губы. Но повзрослев, почти все забывают об этом и становятся докторами, бухгалтерами или банкирами. 

Но актер в какой-то части своего сознания остается не старше четырнадцатилетнего. Так вот, Ронни, я 
скажу, как нужно обращаться со мной: меня надо хвалить при каждом удобном случае. Мне надо говорить, что я хорош! И чем больше ты меня воодушевляешь, тем лучше я играю для тебя.

После некоторого раздумья он добавил:

- Но иногда, конечно, можно и отшлепать.



Перевод Леры Мулиной и Павла Руминова

ГОЛОСА. ИОАХИМ ТРИЕР

"Лучше верить в то, что ты делаешь" 

Норвежский режиссер Иоахим Триер рассказывает о фильме "Реприза" (Reprise, 2006), одном из самых фантастических дебютных фильмов в истории


Говорят, сценарий «Репризы» был написан неожиданно, почти случайно. Вы вроде планировали снимать совсем другой фильм.

Да, мы с моим соавтором Эскилем Фогтом работали тогда над триллером, и вдруг неожиданно у нас родились идея снять в Осло фильм о писателях. Если честно, мне было даже немного стыдно за это. Я уже 7 лет как жил в Лондоне, а мой соавтор в Париже, и мы не чувствовали себя вправе снимать фильм о людях, которых мы знаем в Осло. Мы ведь немного оторвались от норвежской реальности. Но эти идеи были столь настойчивы и органичны, что мы все же решили пойти за ними, изучить героев и посмотреть, что из этого получиться.

А что стало с триллером?

Триллер мы забросили. У нас родилась третья идея, потом четвертая. (Смеется). Так бывает. Не всегда нужно стремиться все, что приходит в головуто, превращать  в реальный фильм. Нужна решимость остановиться на чем-то одном и направить всю свою энергию в одном направлении. Да, многие режиссеры могут разрабатывать одновременно миллионы проектов. Что касается меня, я очень хотел бы и впредь фокусироваться на одной идее и отдавать ей все свои силы.

Ты сказал, что давно уже жил в Лондоне, и тебе было неловко рассказывать историю, происходящуюю в Осло. Что помогло преодолеть это?
ХУДОЖНИК КАРТИНЫ "СОЧУВСТВИЕ ГОСПОЖЕ МЕСТЬ" ХВА СОН ЧО РАССКАЗЫВАЕТ О СВОЕЙ РАБОТЕ НАД ФИЛЬМОМ:


 

- После бесед с режиссером Чан Пак Вуком я решил разделить пространство фильма на несколько тематических цветовых секторов. 


Решение
 каждой декорации должно было соответствовать развитию действия и эмоциям персонажей. 

 
   БИТВА ЗА КОМЕДИЮ


Первый серьезный удар быд нанесен ураганом осенью 1964 года. Тативиль
строился с сентября и был почти закончен. Ветер обрушил значительную его часть. Тати обнаружил, что страховка, покрывающая форс-мажорные обстоятельства, была отменена за неделю до этого, потому что его первые спонсоры забыли заплатить страховую премию. 

Восстановление стоило 1,4 миллиона франков, и было началом длинного ряда задержек и перерасходов, которые терзали «Время развлечений» в течение всего производства. 
 Три года пройдет между ураганом и премьерой «Времени развлечений» в «Империи» на авеню Ваграм. 

Декорация была полностью закончена только к марту 1965 года. Темп съемок был приемлемым в апреле, мае и июне. В июле неожиданный для этого сезона дождь задержал съемки на несколько недель, а к сентябрю у Тати кончились деньги.  Тогда же он получил аванс от «Креди Лионнэ» и в ноябре снова начал снимать.

Так продолжалось до октября 1966-го.  В сумме - триста шестьдесят пять съемочных дней, что для коммерческого фильма должно быть близко к мировому рекорду. 
 

 
Read more...Collapse )
 
Драматичная хроника создания легендарной новаторской комедии Жака Тати "Время развлечений".

 БИТВА ЗА КОМЕДИЮ

Приступая к работе над своими последними великими романами «Кузина Бетти» и «Кузен Понс» в 1846 году, Бальзак объявил в письме к своей русcкой любовнице: «Я чувствую, что смогу в ближайшее время написать две или три значительные работы... Это доказывает, что я молод, свеж и велик как никогда!» 

Тати не выражался подобными героическими терминами, но сказанное им в начале работы над своим четвертым и самым выдающимся фильмом сводится, в общем, к тому же:

”Время развлечений” - это большой рывок вперед, большой вызов. На кону – моя репутация. Будет
либо успех, либо провал. Только так и не иначе" (Le Figaro litteraire, 19 ноября 1964).

«Время развлечений», несомненно, наиболее грандиозный и величественный фильм Тати. Не удивительно, что каждая стадия его создания была окрашена немыслимым драматизмом и напряжением. 
Read more...Collapse )

Profile

nine
cinemapages
cinemapages

Latest Month

August 2008
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars